МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет
Тема: "Воздух-невидимка"
Образовательные области: ПР, РР, СКР, ФР
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о свойствах воздуха через опытно-экспериментальную деятельность.
Образовательные задачи:
Познавательное развитие -
1. Развивать способность делать умозаключения, анализировать и сравнивать, классифицировать в процессе эксперимента.
2. Воспитывать любознательность.
3. Формировать представление о роли воздуха в жизни живых существ.
Речевое развитие -
1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
2. Учить выразительно читать стихи наизусть.
Социально-коммуникативное развитие -
1. Дать представления об источниках загрязнения воздуха.
2. Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха.
Физическое развитие -
1. Развивать двигательную активность детей.
Материалы: мыльные пузыри, карточки со свойствами воздуха, целофановые пакеты по кол-ву детей, зубочистки, стакан, емкость с водой, пластиковые стаканчики и трубочки для коктейля, весы, воздушные шарики, баночки с крышкой, веера, свеча, блюдце, спички, мольберт.
Предварительная работа: беседа "Живая и неживая природа"; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдение на прогулке за ветром; заучивание стихов наизусть.
(Дети с воспитателем находятся в спальне)
Мотивационно-ориентировочный этап
Педагог: Ребята, я вам покажу маленькое чудо! Хотите? (Ответ) (Надувает мыльные пузыри)
Педагог: Ребята, кто же надувает пузыри? Что находится внутри у них? (Ответы детей)
Педагог: Верно - воздух! А вы хорошо с ним знакомы? Сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух - везде: на улице, в комнате, в земле и даже внутри нас. И сейчас я приглашаю вас в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые. (Дети переходят за столы)
Практический этап
Педагог: Ребята, а давайте с вами попробуем зажать одновременно нос и закрыть рот (Дети выполняют) А почему вы так долго не смогли сидеть? Чего вам не хватает? (Ответ) Поэтому мы можем сделать вывод: Воздух необходим всему живому. Без воздуха мы не проживем и 5 минут. (Ставим карточку "Воздух нужен живому") Сейчас ребята расскажут нам стихи о воздухе.
Архип Т.
Воздух нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Полина Г.
Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Всех окутывает нас.
Педагог: А сейчас мы проведем с вами еще один опыт.
Опыт "Как поймать воздух"
Возьмите со стола целофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? А может его там нет? (Ответы детей) Давайте, проверим, возьмите зубочистку и проколите мешок. Поднесите к лицу, что вы чувствуете? (Ответы детей)
Молодцы, ребята, вы сделали правильный вывод: Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. Мы с вами поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха "Воздух не имеет цвета. Он прозрачный"
А теперь опыт "Что в стакане?"
Педагог: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? (Ответы детей)
Вот сейчас мы это проверим, нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Повернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Что вы видите? Почему вода не попадает в стакан? Вытаскиваем. Стакан снаружи мокрый, а внутри сухой (Предложить детям потрогать стакан внутри) Почему вода не попала в стакан? И какой вывод мы можем сделать? Правильно, в стакане находится воздух. Ставим карточку "Воздух находится везде"
Педагог: А сейчас еще один интересный опыт "Воздух легче воды"
Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? (Ответы) А почему пузырьки поднимаются вверх? (Ответы) Правильно, вот вы опять сделали вывод, что "Воздух легче воды"
Ставим еще одну карточку со свойствами воздуха "Воздух легче воды"
Педагог: Уважаемые ученые, а давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка
"Воздух-невидимка" И.Лебедева
- Воздух-невидимка (руки вверх вправо-влево)
- Выходи гулять ("зовут")
- Воздух-невидимка (руки вверх вправо-влево)
- Как тебя поймать? (хлопают руками в разных местах)
- Если быстро-быстро в поле побегу (бег на месте)
- Чистого-пречистого воздуха найду (потирают руки)
- Если вместе с дедушкой я по лесу пойду (шагают на месте)
- Самого полезного воздуха найду (руки накрест к плечам)
- Если вместе с папой в горы я пойду (прыжки на месте)
- Самого кристального воздуха найду ("фонарики")
Педагог: Поиграли, а теперь нас ждут новые открытия. Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес? (Ответы) Хотите проверить?
Опыт "Имеет ли воздух вес?"
(Педагог берет воздушный шар)
Что у меня в руках? А почему он так называется. Нам нужны весы и два одинаковых шарика. Сейчас весы уравновешены. Я проткну один шарик. Что произошло? Какой вывод можно сделать? Правильно, шарик с воздухом тяжелее. Значит следующий вывод: "Воздух имеет вес" (Ставим карточку)
Скажите, ребята, а воздух имеет запах? (Ответы) А давайте проведем еще один опыт. У меня есть баночки, в них что-то лежало. Давайте определим, что там было. (Дети нюхают, отвечают) Из этого мы можем сделать вывод, что "Воздух не имеет запаха", но двигаясь, передает запахи.
Ребята, я может оговорилась, разве у воздуха есть ноги, чтобы двигаться?
Опыт "Движение воздуха"
Перед вами лежат веера, возьмите их в руки и помашите, что вы чувствуете? (Ответы)
Правильно, ветер - это не что иное, как движение воздуха. Вспомните, мы с вами на прогулке наблюдали за ветром - за движением воздуха - качались деревья, вертушка, бегут облака. Ставим карточку "Движение воздуха"
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились со свойствами воздуха. Воздух - это волшебная часть природы, без которой жизнь на нашей планете Земля была бы невозможна. И сейчас я вам покажу совсем небольшой опыт. (Зажигает свечу и держит над ней блюдечко, показывает детям копоть) Нам всем для жизни нужен чистый воздух и я вас призываю напомнить родителям и старшим членам семьи, что нельзя загрязнять воздух, а то эта вся грязь попадает в наши легкие и всего живого и вызывает болезни.
Рефлективно-оценочный этап
Педагог: А сейчас, ребята, я прошу вас вспомнить все свойства воздуха и сказать, что для вас оказалось неожиданным. Понравилось ли вам? Мне очень понравилось и я думаю, что наша лаборатория продолжит свои исследования.
|